Педагогическая копилка


Занятие    «МУЗЫКАЛЬНАЯ   СТРАНА»    
Старший дошкольный возраст
    ЦЕЛЬ:
      1.      Дать детям представление о нотной грамоте ( нотный стан, скрипичный ключ)
      2.      Познакомить с понятиями МАЖОР, МИНОР.
      3.      Познакомить с творчеством композитора М.И.Глинки, вызвать эмоциональный отклик  
      на музыку, желание её слушать.
     ЗАДАЧИ:
  1.  Развивать эмоционально-образное восприятие, уметь воспринимать  и           высказываться о музыке разного характера.
   2.  Уметь самостоятельно определять жанры музыки ( марш, танец, песню, вальс, колыбельная)
       3.   Петь естественным звуком,  уметь самостоятельно придумывать  простые  мелодии
      4.   Слышать динамическое и темповое изменение в музыке.
      5.   Передавать в движениях ритмический рисунок,  свободно выполнять поскоки.
      6.   Научить детей игре на  детских инструментах: металлофоне, цимбале,  ксилофоне,
      приучать  играть ритмично, уметь слушать вступление,  повторение.
      7.                  Приучать  к слушанию  музыкальных произведений, правильно определять характер музыки, жанра.
Музыкальный репертуар:
« Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (М.И.Глинки); «Три настроения» (Г.Левкодимов); «Вальс-шутка» (Д.Д.Шостакович); « Песня  о гамме» ( муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой) « Грустно- весело» (Г.Левкодимова); «Вальс» Э.Григ.
Оборудование:-  Самодельная книга   большого  размера  с вырезанным Скрипичным ключом, фигурками  Мажора ( у него в руках солнышко) и Минора ( у него в руках  тучка).Изображение   нотного  стана и карты «Великой музыкальной  страны»
Мольберт  с нотоносцем:  ноты, портрет композитора М.И.Глинки. На каждого ребёнка – по  две  карточки  ( одна  с  изображением  Мажора, другая – Минора)

Ход занятия:

Под фонограмму мелодии к песне « Добрый день», дети входят в музыкальный зал, поют распевку- приветствие:
Добрые слова не лень повторять нам целый день,
Только выйдем мы из дома: «Добрый день»!  кричим знакомым
«Здравствуйте»!


Музыкальный руководитель:- Здравствуйте, дети!  Рассаживайтесь на места. Сегодня я познакомлю вас с необычной книгой.  Она волшебная. (Открываю первую страницу книги)
Здесь вы видите господина Скрипичного ключа. Он спит, пока книгу никто не читает. Но стоит открыть её, и…
 Музыкальный руководитель аккуратно  отделяет скрипичный ключ от  страницы, прикрепляет его к палочке. Со скрипичным ключом работает воспитатель..
Музыкальный руководитель: Здравствуй, господин Скрипичный ключ!
(Педагог-воспитатель) Скрипичный ключ:-  Здравствуйте! Будем знакомы лично. Я – Ключ Скрипичный!
-А как вас зовут? Пропойте  смело тут.
Дети по  очереди пропевают своё имя.
- Я живу в Великой музыкальной стране, в которой  правит королева Музыка.
Музыкальный руководитель:  -Господин Скрипичный ключ, нам бы очень хотелось узнать об этой стране,  познакомиться с её  жителями.
Скрипичный  ключ: - Я готов вам помочь.  Переверните страницу, и вы увидите карту Великой музыкальной страны.
Педагог переворачивает страницу, вместе с детьми рассматривает  карту, на которой  изображена  музыкальная страна и её «жители»: ноты, музыкальные инструменты, дидактические игры и т.д


-Закройте глаза и вообразите, что вы идёте по чудесной  музыкальной стране, а мелодия великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (показывает портрет композитора), вам  поможет это представить.
Звучит  отрывок из « Воспоминания о летней ночи в Мадриде». Затем музыкальный руководитель проводит краткую беседу с детьми  о настроении, которое   навеяла музыка, о её красоте и напевности.
Музыкальный руководитель:-  Давайте перевернём ещё  одну страницу волшебной книги. Посмотрите, что здесь нарисовано ( показывает изображение  нотного стана)


Скрипичный ключ: Это нотный стан. Он состоит из пяти ленеечек, а скрепляет эти линеечки  Скрипичный ключ. А ноты живут ребята на линеечках, под линеечками, между линеечками. О них вам расскажет  песенка.
Музыкальный руководитель исполняет « Песенку о гамме». Затем проводит беседу по тексту песни. По ходу беседы, педагог прикрепляет ноты на мольберт.

Музыкальный руководитель:-Пять линеек нотной строчки, мы назвали –нотный стан
                                                        И на нём все ноты- точки   разместили по местам.
 При повторном   исполнении  « Песенки о гамме» предлагает детям подпевать.
Скрипичный ключ:-   Переверните ещё страницу книги. (На странице  изображены фигурки Мажора и Минора). – Это синьор Мажор  и Минор- жители Великой музыкальной страны.
Музыкальный руководитель берёт в руки фигурки  и говорит:
Мажор:- Когда веселье в дом стучится, Мажор вам может пригодиться.
Минор:-  Когда хотите погрустить-  Минор готов вас навестить.
Музыкальный руководитель:-  Вы  запомнили, дети?  Синьор Мажор – повелитель весёлой музыки, а синьор  Минор- грустной.
Скрипичный ключ:- Сейчас мы проверим, как дети это запомнили: поиграем в игру
«Грустно- весело»
Дети берут карточки  с изображением  тучки, и солнышка.    Проводится дидактическая игра «Грустно- весело» на музыку Г.Левкодимова « Три настроения».




Скрипичный ключ:-  Музыка не только передаёт настроение человека, но и помогает понять природу, окружающий  мир.  Надеюсь, теперь вы часто будете посещать Великую музыкальную страну. А сейчас мне пора  возвращаться  домой .
Музыкальный руководитель:-  Скрипичный ключ, а мы предлагаем   тебе на прощание  послушать наш оркестр, в котором участвуют инструменты, а какие дети сами расскажут а ты попробуй отгадать какими инструментами мы будем играть.
Ребёнок:- Это вовсе не цветок, имеет тонкий голосок,
                   Звенит в оркестре круглый год, и никогда не устаёт.     (колокольчик)
Ребёнок:- Ах, как звучит прекрасно он, какой хрустальный, чистый звон,
                 Как будто падают дождинки, и все поют: Динь-дон, Динь-дон.  (металлофон) 
Ребёнок:- Этот парень- музыкальный, родственник звоночку дальний,
     С ним не выполнишь чертёж, но в оркестре  он хорош.    (музыкальный треугольник)
Ребёнок:- Оно  большое, как комод, под крышкой музыка живёт,
                  А маленькие дамы, на нём играют  гаммы.            (пианино)
Ребёнок:-  Когда играю я на нём, когда я репетирую-
                   С испугом думает весь дом, что  крышу ремонтирую. (Барабан)
Скрипичный ключ:- Ребята, а скажите мне кто управляет оркестром? Отгадайте загадку:     Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент,
                   Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!  
Дети:- Дирижёр!
Скрипичный ключ:-  Правильно ребята! Сейчас я у вас буду дирижёром, а вы исполнителями, а сыграем  мы с вами произведение Д.Д.Шостаковича « Вальс- шутку»







Музыкальный руководитель:-   Мне очень понравилось в музыкальной стране. А вам ребята? Давайте  послушаем произведение  Э. Грига « Вальс», а девочки превратятся в снежинки, возьмут  ленточки и плавно, волшебно, покружатся под это замечательное произведение.
Исполняется «Вальс снежинок».
Музыкальный руководитель:-  И в заключении нашего занятия, я предлагаю всем поиграть в игру «Зимушка- зима»
Проводится  музыкально- двигательная игра « Зимушка- зима»
Музыкальный   руководитель:- Наше  занятие подошло к концу. Все сегодня были молодцы. Спасибо за работу.
В конце занятия дети песенкой  прощаются, поют: До свидания.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий